Как сделать город чистым?

Платить уборщикам сдельно за собранный мусор
Штрафовать за нарушение чистоты
Нужны частные компании по уборке улиц
Обязать всех ходить на субботники
Публично ругать тех, кто мусорит
Ничего не поможет, люди - свиньи
Прекратить пить, весь мусор от пьяных гуляний

Прежние голосования

Особые места

Самовар кипит, отходить не велит… // 12.04.2010

            Просмотрев «Нашу лениниану», можно входить на второй этаж. Но сначала всё же лучше свернуть налево и подняться по деревянной лестнице в пристройку, находящуюся под самым потолком. Если вы это сделаете, то попадете в самоварный зал…

           В 19-м – начале 20-го века Россия переживала подлинный самоварный ренессанс. Самовары были огромные, «артельные» (с бочку!), средние, малые и совсем крошечные – стакан кипятку вскипятить, не более! Их формы поражали многообразием, начищенные до жаркого блеска бока сверкали на солнце, многочисленные медали, выбитые на них, свидетельствовали о всемирной славе русских самоваров. Воистину, с тех времен самовар стал одним из символов России – именно здесь он достиг наивысшего расцвета.
            А раньше самоваров не было. Хотя чай русская знать потребляла примерно с семнадцатого века, для народа он долгое время оставался недоступной диковинкой из-за высокой цены. Везли-то его из Китая, за многие тысячи верст, по опасным и трудным дорогам. А уж про сахар и говорить было смешно: про него только и знали, что это – «боярское кушанье».
            Поэтому простой народ пил квас, мед, сбитень, причем сбитень предпочитали пить горячим. А как его сохранить таким? Поэтому в чайники для сего напитка стали впаивать трубку для горящих угольков. Получалось что-то вроде старинного утюга с угольным «нагревательным элементом». А отсюда уже один шаг до изобретения самовара – только изменить форму да приделать кран вместо носика.
            Приблизительно к середине 19-го века, в связи с развитием торговли цены на чай-сахар упали. Это сразу вызвало самоварный бум – все мало-мальски зажиточные семьи захотели обзавестись таким наглядным свидетельством своего процветания. (Одновременно в моду стали входить гармошки-«тальянки» - другой символ России!) Самоварные фабрики процветали. Их продукция высоко котировалась на мировых выставках. Особенно славилась Тула – кроме дешевых револьверов, барских охотничьих ружей и казенных винтовок её кустари клепали знаменитые тульские самовары.
            После отмены крепостного права народ зажил получше, появилось такое понятие, как массовый спрос, деревня стала нуждаться в фабричных товарах (хотя бы в ситце, керосине и фуражках). Спрос на чай рос во всем мире. По проложенным трактам, через всю Сибирь ямщики день и ночь гнали обозы с «цыбиками» чая. (Одновременно в Англии чай вошел в такую моду, что англичане обзавелись целой флотилией «чайных клиперов», успешно конкурировавших с пароходами). Конец 19-го – начало двадцатого века – расцвет чаепития в России! Чай стал настолько общедоступным, что из него делали, к примеру, мурцовку – с добавлением сливочного масла, репчатого лука и сухарной крошки. (Это ещё что: сибирские народы мешали чай с бараньим жиром, мукой – получался очень питательный и тонизирующий напиток, правда, с ужасным для европейца вкусом).
            От русских «чайный агрегат» переняли народы Средней Азии – и с тех пор он стал неотъемлемым атрибутом дастархана (дословно – скатерть, накрытый стол). Самовар есть и у меня – обычный, рабочий, и я не понимаю, с чего это в русских деревнях про него забыли? Не знаю, может быть, мне это только кажется, но чай из нормального жарового самовара не идет ни в какое сравнение с чаем, вскипяченным на газу или в электрочайнике.

 
            На снимках вы видите ту самую комнатку, уставленную самоварами. Можно представить, как лет сто назад сияли начищенные до зеркального блеска самоварные бока, когда вокруг стола рассаживалось все многочисленное семейство…
            На многих самоварах видны медали многочисленных выставок (это не значит, что данный экземпляр был на выставке в Париже или ещё где, это значит, что данная серия удостоена медали). Клеймо: «Самоварная фабрика В.С. Лялиной владелица фирмы «Николая Баташева» в Туле». Вероятно, фирма поменяла хозяев. Далее – «Фирма существует с 1845 года». И полная «грудь» медалей: Гран-при парижской выставки 1904 года, «За Кишиневскую выставку. Лялиным, 1903 г»., «За труд и успех», и ещё что-то про сельскохозяйственную выставку, «Награда года» - и что-то не по-русски.
            В общем, заслуженный самовар, весь в медалях.

            Кроме самоваров, в витринах стоит посуда тех лет – чашки, кружки, чайники. Последние с портретами генерал-губернаторов, прославленных воинов и лиц, приближенных к государю-императору (в ту пору это было особенно модно). Одна полка занята медной посудой для кофе – кофейник, чашки, ступка с пестиком для помола (кофемолка появилась не сразу). Впрочем, кофе в России по популярности сильно уступает чаю и сегодня, а тогда тем более.

 
            Знаменитые семь слоников «на счастье» - мал-мала-меньше. Щипчики для колки сахара-рафинада, ложечки, блюдца… Тогдашние признаки счастливой жизни – а жизнь в ту пору была ничуть не хуже, чем современная. По крайней мере, была более естественной. Может, даже в чем-то лучше.
            Кринки для молока, прочая глинная посуда. Между прочим, есть-пить с глины гораздо приятнее, чем из стальной или, тем более, пластмассовой миски. 
            В других витринах старая стеклотара. Дореволюционные бутылки самой причудливой формы и с самыми разнообразными крышками. В ту пору пьянство ещё считалось если не позором, то чем-то предосудительным (во всяком случае, купленную бутылку прятали в карман, а не торжественно несли на виду у всех), до упаду пили не часто, и потому конструкция пробки позволяла оставить содержимое бутылки на утро или для следующего раза (!)
            (Когда в советское время появилась водочная пробка «белая головка», её прозвали «пей до дна» - пробка была одноразовой, закупорить ею начатую бутылку было невозможно, поневоле приходилось пить до дна).
            Среди бутылок имеются довольно оригинальные – в виде медведя. Такие бутылки можно увидеть в старых фильмах про барскую жизнь.

            Дешевые ходики на стенах – с кукушкой и без оной, с гирями и маятниками. Время, впрочем, они показывали вполне удовлетворительно.
            Старый быт – в ту пору не было обилия ненужных вещей, которые выбрасывают, едва купив. Напротив, вещи ценили, передавали из поколения в поколение. Владея действительно нужными для жизни предметами, саму жизнь воспринимали более осмыслено. Глядя на всё это, понимаешь, насколько мало надо человеку в действительности и как много он хочет по своей глупости. Сейчас много вещей, и своих, и даже импортных – вот только людей почему-то становится все меньше и меньше…

Рахим Джунусов

Источник: Скобари.ру
Другие статьи
проект реклама контакты новости Пскова PDA
Использование любых материалов данного сайта без активной ссылки на www.skobari.ru (информационный портал Пскова и Псковской области) является нарушением международных норм и российского Закона "Об авторском праве и смежных правах".